Главная | Регистрация | Вход| RSS | Суббота, 27.04.2024, 04:54 |
Приветствую Вас, Гость |
|
Подготовка педагога к аттестации. Сопровождение. Рекомендации.Процесс
аттестации, если он решает не формальную задачу присвоения квалификационной
категории педагогу или руководителю, а рассчитан на изменение и повышение
качества педагогической и управленческой деятельности, - это долговременный
процесс. Можно выделить следующие этапы: 1. Подготовительный. 2. Экспертный – непосредственная экспертиза
профессиональной деятельности педагога экспертной группой, составление
экспертного заключения. 3. Аттестационный – заседание региональной аттестационной комиссии, рассмотрение экспертного заключения, установление соответствия / не соответствия заявленной квалификационной категории; подготовка документов (распоряжение, аттестационный лист). Как
показывает опыт, успешность прохождения аттестации во многом зависит от ее
первого этапа – подготовки самого аттестующегося к участию в аттестации.
Процесс этот творческий, трудоемкий, во многом зависящий от индивидуальных
особенностей педагога. Подготовительный этап строится администрацией в лице
заместителя руководителя по ВМР или старшего воспитателя для каждого
аттестующегося индивидуально, исходя из степени готовности самого педагога к
участию в аттестационных процессах. Подготовительная
деятельность педагога включает в себя следующие основные шаги: 1.
Эмоционально-ценностное самоопределение к
участию в аттестации. 2.
Составление представления о механизме
прохождения аттестации. 3.
Анализ и первичная диагностика собственной
педагогической деятельности. 4.
Оформление документов, необходимых для участия в
аттестации (заявление). Раскроем примерное содержание
каждого шага. 1. Эмоционально-ценностное самоопределение к
участию в аттестации. Аттестация начинается с определения необходимости участия в ней. На что направлена аттестация? Что мне даст аттестация? Явится ли она фактором развития моей профессиональной компетентности? Каковы ее основные принципы? Помощью в ответе на эти вопросы может служить:
2. Составление представления о механизме
прохождения аттестации. Данный шаг на этапе подготовки к аттестации служит формированию у аттестующегося целостного представления о порядке проведения аттестации и ее этапах. Что будет происходить во время участия в аттестации? Какие требования могут быть предъявлены к нему? Ответы на данные вопросы можно получить через:
3. Анализ и первичная диагностика
собственной педагогической или управленческой деятельности. Основанием для участия в аттестации является заявление, где указывается категория, на которую аттестуется педагог. Чтобы соотнести уровень своей педагогической деятельности с требованиями к категории, необходимо проделать определенную работу как по изучению этих требований, так и собственной деятельности, затем их сопоставить. Что может этому помочь?
а)
изучение планов по самообразованию (если имеются) для выяснения динамики целей
педагогической деятельности и ее методов; б)
изучение протоколов методических объединений, педагогических советов,
творческих групп для обобщения собственной методической деятельности
(творческие выступления на заседаниях, анализ выполненных заданий); в) выявление новых методов работы, используемых педагогом, их критическое осмысление и уточнение, выделение таких педагогических методов, которые характеризовали бы индивидуальный почерк педагога; г) анализ затруднений в собственной деятельности и планирование их снятия и изменение, совершенствование деятельности. Формами
подготовки к аттестации и одновременно средствами самодиагностики могут стать: а) посещение мероприятий своих
коллег для изучения (и сравнения с собственными) практического опыта, участие в
анализе профессиональной деятельности педагогов (как помощь для анализа
собственной); б) работа с современной
методической, педагогической и психологической литературой с целью: выявления
(разработки на их основе) основания собственной педагогической деятельности;
изучение альтернативного педагогического опыта; дополнения и уточнения
собственных знаний; в) изучение опыта деятельности
коллег как своей организации, так и города (округа) через общение с ними и
знакомство с материалами методических объединений, использование результатов
данного изучения для: вычленения новизны собственной деятельности, расширения
педагогических знаний; г) посещение коллегами и
администрацией собственных мероприятий с последующим самоанализом и анализом их
проведения с целью получения объективной информации о своей педагогической
деятельности и получения рекомендаций для ее изменения и улучшения. Формой
представления самоанализа деятельности может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о
повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы,
подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление
администрации образовательного учреждения или методических служб, сертификаты и
свидетельства участия в различных мероприятиях как самого педагога, так и
воспитанников. Портфолио - это один из основных
источников информации о личности педагога и направлениях его деятельности для
осуществления экспертной оценки. Оно не имеет жестких требований к оформлению и
является продуктом творчества самого педагога. Тем не менее, в портфолио
необходимо представить общие сведения о себе (образование, стаж работы, курсы
повышения квалификации, награды), и сведения о результатах своей
профессиональной деятельности за период предшествующий аттестации. Результаты
лучше оформить не хронологически, а структурно, т.е. сгруппировать в какие-либо
блоки, разделы и охарактеризовать их целиком. Тематика разделов (блоков)
портфолио может совпадать с требованиями квалификационных характеристик, может быть
определена самостоятельно, но при этом все же оно должно давать общее
представление о соблюдении в деятельности педагога требований, предъявляемых к
данной категории. Примерно за
полгода до намеченного срока прохождения процедуры аттестации педагогу
самостоятельно или совместно с администрацией необходимо подвести итог
самооценки своей профессиональной деятельности по методике оценки
профессиональной деятельности педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской
области, в целях установления квалификационной категории с целью определению на
какую квалификационную категорию может претендовать педагог (при условии соблюдения
требований законодательства). За 3-4 месяца
до намеченного срока прохождения процедуры аттестации педагог подает заявление на
проведение процедуры аттестации с целью установления квалификационной
категории. 4. Оформление
документов, необходимых для участия в аттестации. Результатом
подготовительной работы педагога к аттестации является написание им заявления. В
заявлении указывается обоснование - доказательства того, что проведенный
самоанализ педагогической деятельности соответствует требованиям квалификационных
характеристик заявленной категории; поиск аргументов, доказывающих это
соответствие. При этом обоснования должны быть краткими и четкими, отражать соответствие
требованиям квалификационной категории. Заявление с
пакетом документов в письменном виде представляется в региональную аттестационную комиссию или в
электронном виде посредством Архангельского портала государственных и
муниципальных услуг. На этом этап
подготовки к аттестации завершается. Далее идет экспертный этап. Данные шаги не являются
обязательными. Процесс подготовки педагога к аттестации может быть сокращен
(если педагог систематически и регулярно оформляет результаты практической и
методической деятельности), а может стать средством повышения квалификации
(через осознание собственных затруднений и работу над устранением их причин). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |