Половое воспитание дошкольников в детском саду и семьеПоловое воспитание является неотъемлемой
частью нравственного воспитания, активной, социально ориентированной помощью
личности в ее психосексуальном развитии — процессе физиологического,
социального и психологического Формирования человека как представителя мужского
или женского пола. Этот процесс протекает во взаимодействии врожденных задатков
и программ развития с теми программами, которые задаются обществом, культурой,
воспитанием, половом воспитании выделяют две взаимосвязанные стороны: половое
просвещение — оно помогает правильно осознавать особенности полов и отношений
между ними — и собственно половое воспитание, помогающее вырабатывать установки
поиска и реализации своей психосексуальной индивидуальности в благородных и
гуманных отношениях мужчин и женщин.
Чтобы достичь своих целей, половое
воспитание должно быть согласовано с закономерностями психосексуального
развития ребенка.
Начало полового воспитания приходится
на ранний детский возраст, а первыми наставниками являются родители — именно к
ним обращается ребенок с первыми вопросами о поле, о телесных различиях между
мальчиками и девочками. Такие вопросы задают все нормальные дети в возрасте
между 2 г.
6 мес. и 3 г.
б мес., и к атому нужно быть готовыми.
Если ребенок не получает разумного
ответа, когда этот вопрос возникает у него впервые, он может сделать свои
собственные выводы. Бесполезно ждать от ребенка прямого вопроса «Почему
мальчики сделаны не так, как девочки?» Он может задать вопрос, косвенно
относящийся тс этой теме, или намекнуть, или даже ничего не спросить, но
мучиться этим вопросом. Важно не относиться к этому как к нездоровому
сексуальному интересу. Для маленького ребенка этот вопрос так же нужен, как и
все другие.
Не следует просить его замолчать, или
ругать, или отказываться отвечать. Такая реакция создаст у него представление,
что он в опасности, а этого как раз и НУЖНО избегать. Но, с другой стороны, не
нужно превращать ответ на этот вопрос в серьезную лекцию. Постарайтесь понятно
объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, что так и должно
быть. Маленькому ребенку легче объяснять на примерах. Скажите ему, что он
сделан таким же, как папа, брат, дядя, а девочка — такой же, как мама...
Вся сложная, многообразная система
полового воспитания должна строиться, опираясь на следующие принципы:
— нет особого
специального полового воспитания, оторванного от обычной учебной и
воспитательной работы;
— нет ни одного
момента учебно-воспитательной работы, где бы не включался, в той или иной
степени, элемент полового воспитания.
В силу существенных различий в
поведении мальчиков и девочек, обусловленных их полом, необходима более гибкая
организация среды в квартире. При богатстве и гибкости этой системы половые
различия могут быть легко учтены, а это предполагает широчайшее общение обоих
полов,
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия
полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою
половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть
наполнены слова «мальчик» и «девочка».
На это содержание и должна быть
направлена наша работа: дидактические игры «Дом моделей» («Отбери одежду для
мальчика и девочки»), беседы «Чем ты любишь заниматься?», выявляющие интересы
детей, и др.
Необходимо сказать, что в ходе
типичного для наших дней феминизированного воспитания мальчики переходят из
одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница). Требования к
мужественности мальчиков приобрели декларативный характер, так как сколько бы
мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается как
«удобный» в обращении для женщин. В поведение же девочек все больше включаются
маскулинизированные стереотипы поведения взрослых женщин, далекие от
женственности.
Изменение ложных стереотипов
маскулинности — феминннности одинаково трудно и для мальчиков, и для девочек.
Давайте поможем детям нормализовать свою ориентацию, а не обрушивать на них нетактичные
высказывания по этому поводу. |