Главная | Регистрация | Вход| RSS

Вторник, 23.04.2024, 17:58















Сведения об образовательной организации

Наш садик

Педагогам и родителям

Опрос

Оцените качество условий оказания услуг нашим детским садом
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посмотри






Вход на сайт

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Консультация учителя-дефектолога Шестаковой Н.С.  

Игры на логическое мышление у детей – неотъемлемый элемент воспитания и развития малыша, помогающий познать окружающий мир в доступной форме. Раннее начало развития мышления у ребенка способствует быстрой и более легкой адаптации ребенка в условиях современной действительности. Какие же игры на мышление можно проводить с вашим ребенком на каждом возрастном этапе?

Возраст до 3 лет

 

Малыши до 3 лет все воспринимают через действие с игрушками и предметами. Поэтому любые логические задания должны быть наглядно-действенными.

Трехлеткам (думающим с помощью ручек и глазок) предлагаем задания, в которых они сами должны произвести какое-то действие. Например, разложить предметы или игрушки по группам, убрать лишнюю фигурку, добавить следующую картинку, продолжая ряд. Важно разнообразить задания, чтобы ребенок не сидел на месте, а передвигался по комнате, раскладывая на стульчики предложенные в задании фигурки или предметы. Также можно создать «препятствия» в виде столика, под которым надо проползти, чтобы подойти к месту, где его ждут игрушки для следующей логической задачки. Можно пройти по листам бумаги, разложенным на ковре, как по камушкам через реку, чтобы на столе выполнить приготовленное заранее задание. Веселое настроение ребенка оставит след в его сознании, что логические задания – это здорово!

 

Примеры практических заданий:

 

1. Раздели предметы по группам – общая классификация (начинайте с двух групп, например, фрукты и игрушки, добавляйте овощи, посуду, одежду и так далее).

2. Рассортируй предметы или игрушки по признаку (здесь множество вариантов: по цвету, по размеру (большие и маленькие), по материалу, из которого они сделаны).

3. Составь целое из частей. Для начала разрежьте картонный квадрат на части и предложите ребенку собрать его. Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Несложные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

 

Возраст 4-5 лет

 

Детки в этом возрасте способны мыслить при помощи образов предметов и явлений, представлений. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер.

 

Дети после 4-х лет могут переходить к образному восприятию, а значит, логические задачки должны быть в виде картинок или схем-рисунков, которые вы изображаете, объясняя условие задачки. Разнообразьте задания, стремясь, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросите малыша объяснить, почему он именно так решил задание. Если ребенок ошибся, тактично предложите свой вариант решения, комментируя последовательно свои действия.

 

Примеры практических заданий:

 

1. «Что лишнее?». Освоив задания предыдущего уровня (классификацию), можно переходить к поиску «лишнего» предмета или картинки, то есть того, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).

2. Изучение чередования или ритма. Сначала предлагайте малышу продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда ребенок уловит идею этих заданий, переходим к более сложному варианту игры. Просим малыша найти, какой фигуры не хватает в ряду (начинайте с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).

3. Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).

 

Возраст 6 лет и старше

 

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания.

Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

 

Примеры практических заданий:

 

1. «Слова-перевертыши». Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий).

2. Игра с аналогиями. Предлагайте указать место жительства (собака                      

                        – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит).

3. «Описываем различные свойства предметов».

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Какой формы? Из чего сделана? Для чего нужен предмет? и т.д.

4. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка»

«Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

6. «Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

7. «Съедобное – несъедобное» (с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие - домашние животные и т.д.).

8.Знакомство со способами применения или использования предметов.

Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

9. «Сравнение предметов».

Сравнивать предметы между собой, искать признаки сходства и различия (цвет, форма, величина, наличие деталей, вкус, назначение, материал изготовления предмета). Для сравнения даем пары предметов или картинок с изображением предметов. Например, яблоко и огурец, чашка и чайник, рубашка и куртка и т.д. «Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

10. «Слова на ладошке». «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в...воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..)..

11. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

- суп, каша, котлета, пюре;

- лошадь, корова, овца, свинья;

- курица, гусь, утка, индюк;

- волк, лиса, медведь, заяц;

- капуста, картофель, лук, свекла;

- пальто, брюки, куртка, свитер;

- туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

- шапка, кепка, панама, берет;

- липа, береза, ель, сосна;

- зеленый, синий, красный, желтый;

- круг, квадрат, треугольник, овал;

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

- автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

12. «Назови три предмета».

Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить этим словом (стол, стул, диван...).

13. «Проблемные ситуации». (Принятие решения и планирование).

- Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

- В вазе завяли цветы. Что нужно сделать? Почему?

- Таня ушла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

 

Подобные игровые задания станут надежным подспорьем в развитии не только логического мышления у детей, а также связной речи, внимания, памяти, воображения.




Случайное фото
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Праздники России
Праздники России
Друзья сайта
  • Управление образования Администрации Северодвинска
  • АО ИОО
  • Социальная сеть работников образования
  • ДЕТсад
  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz