Главная | Регистрация | Вход| RSS | Пятница, 19.04.2024, 05:37 |
Приветствую Вас, Гость |
|
Игры для развития речи у детейКонсультация учителя-дефектолога Ильиной И.В.Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в этом Вам помогут данные игры. 10 игр на речевое развитие: 1. Разговариваем по телефону Разговоры по
телефону, когда ребенок не может видеть
собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной
речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом. 2. Отвечаем на вопросы Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. 3. Один – много Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. 1 вариант: · Стол - столы, · сковородка - сковородки, · кот - …., · сын - ….., · дом - ….., · рот – ……, и так далее. 2 вариант:
Когда натренируетесь, усложняйте
задания. Выдавайте слова в быстром темпе. 4. Что бывает? Какое бывает? Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).. Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?" Или так: · Что бывает круглое? · Что бывает острое? · Что бывает жидкое? · Что бывает длинное? · Что бывает пушистое? · Что бывает твердое? · Что бывает квадратное? · Что бывает ароматное? · Что бывает синее? И так далее… Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите
ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки,
чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть
игры и свойства предметов. Познакомьте
ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных
жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. · сначала чай наливают, потом………… пьют · сначала человек ложится спать, потом……… встает · сначала самолет взлетает, потом………….садится Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему. Или,
наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные"
фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: Поменяйтесь
ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 6. Закончи предложение Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает:
Или:
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 7. Кто что делает? Правила - аналогичны другим играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот. · Начало может быть таким: · Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…. · Чайник - свистит, кипит,… · Машина - едет, гудит, светит,… · Снег - идет, тает,… · Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,… Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: · И лягушка, и зайчик - прыгают. · И птица, и муха - летают. · И снег, и дождь - выпадают на землю. · И снег, и лед - тают. Или много предметов на одно действие: · Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …, · Едет - машина, поезд, велосипед, …, · Тает - мороженое, лед, …, Или задания, имеющие только один ответ: · Кто чинит сапоги? · Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях. · Кто хоботом пьет воду? · Носит грибы на иголках? и т.д. 8. Что где? Кто где? Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. · Что есть у нас на кухне? · Что есть у нас в прихожей? И так далее. · Где у нас стоит телевизор? · Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. · Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? · Кто ползает в траве? · Кто прыгает с травинки на травинку? · Кто сидит в дупле? · Где бабочка? · Где лисица? · Куда прыгает зайчик? И так далее… 9. Угадай, кто это? Взрослый называет несколько слов (желательно использовать прилагательные), описывающих животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например: · Серый, злой, зубастый, голодный (волк) · Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц) · Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик) · Длинная, безногая, ядовитая (змея) · Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса) · Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь) Взрослый ставит задачу: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал." Например: · муравей - коробок, · слон - дом, · мышка - кошка, · карандаш - самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного. И самое главное – учитесь слушать и слышать Вашего ребенка! Ведь ни для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда, когда это кому-то интересно. Часто в повседневной суете мы забываем о том, что ребенку необходимо наше внимание, как воздух. Поэтому
постарайтесь организовать режим дня таким образом, чтобы выделить время и на
чтение, и на беседу с малышом. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |