Главная | Регистрация | Вход| RSS

Четверг, 25.04.2024, 20:30















Сведения об образовательной организации

Наш садик

Педагогам и родителям

Опрос

Оцените качество условий оказания услуг нашим детским садом
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посмотри






Вход на сайт

Что такое три года?


Вы, конечно, знаете своих детей, видите, как они играют, рисуют, строят из кубиков, что любят и чего не любят. Но далеко не все взрослые представляют себе, что должен знать и уметь ребёнок на пороге дошкольного детства. Чаще всего оценка развития своего ребёнка идёт по сравнению с детьми родственников, приятелей, соседей.

- Машин Алёша уже все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возится и возится с кубиками... Не знаю уж, что мне с ним и делать.

При этом, естественно, далеко не всегда взрослые обращают внимание на наиболее важные вещи. Часто учитываются бросающиеся в глаза знания и умения ребёнка, вовсе не характеризующие действительный уровень его развития. Дети разные, и развиваются они по-разному. Нельзя измерять всех одной меркой. Но всё-таки есть некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме.

Для трёхлетки это, прежде всего хотя бы первоначальное умение играть использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий. Что это значит - уметь играть? Играет ли малыш, когда он тянет за верёвочку игрушечную машину? А когда кладёт куклу в кроватку и накрывает её лоскутом? Может быть да, а может быть, и нет. Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле - девочку, в лоскуте - одеяло? Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что видел у других детей? Что касается цепочки действий, то она имеется там, где ребёнок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет два или больше действий, по смыслу следующих друг за другом (например, раздевает куклу, потом укладывает в постель, потом накрывает одеялом).

К трём годам ребёнку пора научиться строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стул). И опять-таки не просто прикладывать друг к другу два кирпичика, как показала воспитатель или мама, но узнавать в том, что получилось (например, настоящий диван, на который можно сажать куклу, мишку, использовать его для игры).

Что же ещё? Хорошо, конечно, если ребёнок начинает рисовать, если из-под его карандаша выходит изображение, хотя бы отдалённо напоминающее мячик, машину, ёлку, а главное, узнаваемое для него самого. Но если этого нет, тоже не стоит беспокоиться. Многие дети в три года ещё удовлетворяются неразборчивыми каракулями.

Умеет ли ребёнок играть, строить, рисовать, мы знаем из повседневных наблюдений. А вот для того, чтобы выяснить, как он воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна специальная проверка. Заготовьте два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового).

- Сейчас мы будем играть цвета. Вот я даю тебе две бумажки разного цвета. У мишки тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета.

Перед ребёнком кладутся две карточки, например красная и зелёная. Затем поочерёдно даются красный и зелёный образцы, и ребёнок «угадывает», где у него такая же карточка. Проделайте это со всеми шестью цветами в разных сочетаниях. Только имейте в виду, что иногда у ребёнка после одного - двух верных ответов закрепляется «реакция на сторону» - он начинает каждый раз выбирать карточку, лежащую с определённой сторону. Поэтому следует при каждой пробе менять местами карточки, лежащие перед ребёнком, и показывать один и тот же образец дважды при разном расположении этих карточек. Если оба ответа правильны, можно считать, что этот цвет ребёнок выбирает безошибочно, и переходить к другому. Если правилен только один ответ из двух, нужны ещё два предъявления того же образца, но лучше давать их не сразу, а после второго образца. И чтобы проверка была надёжной, ни в коем случае не давайте ребёнку понять, что вы меняете образец, не хвалите за верный выбор и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны. Вот ход проверки.

-                     Смотри, какая бумажка нужна мишке. (Мишка сидит напротив ребёнка. Образец определённого цвета кладётся несколько дальше от ребёнка, чем лежат карточки для выбора). Где у тебя бумажка точно такого же цвета? Дай её мишке. Эта?

-                     Теперь я тебе опять положу две бумажки. Вот они (обе карточки кладутся заново в другом взаимном расположением). Теперь мишка просит вот такую бумажку.

Следующее задание - простейшие действия с учётом цвета. Вы берёте два кубика одинаковой формы, но разного цвета, например красный и зелёный. Такие же два кубика у ребёнка.

-                     Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я строил, и построишь точно такую же башенку, как у меня. Вы ставите между собой и ребёнком экран (лист картона, газету) и за ним кладёте один кубик на другой. Открываете.

-Вот, смотри и построй точно такую же башенку. Повторите это задание четыре раза, каждый раз меняя взаимное расположение кубиков (то красный, то зелёный кубик кладётся сверху). Если ребёнок кладёт свои кубики, располагая их так же, как в образце, проверка окончена. Если же он путает цвета, не обращает на них внимания, попытайтесь повторить заново, но без экрана, т. е. строя башни-образцы на глазах у ребёнка со словами:

-Видишь, сначала я беру этот кубик и ставлю его внизу, а потом вот этот и ставлю его наверху (названия цветов употреблять нельзя).

Дальнейшая проверка касается понимания и употребления слов- названий цвета. Проводится она с теми же шестью карточками, что и выбор по образцу. Все они раскладываются в случайном порядке перед ребёнком, и вы просите:

-Дай мне красный цвет?... А теперь фиолетовый. А теперь зелёный.

Потом показываете те же карточки по одной:

-Какой это цвет?... А это?... проверка окончена. Вполне удовлетворительным для трёхлетки будет правильное выполнение выбора по образцу, учёт цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию 3-4 цвета, умение правильно называть 2-3 цвета.

Аналогично проводится проверка восприятия ребёнком формы. Для этого используется пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник). Фигуры, как и цветные карточки, даются ребёнку по две, а затем поочерёдно каждая из них используется в качестве образца. При проверке учёта формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы). Нормально, если ребёнок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (он может при этом путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником), строит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т.п.).

При проверке восприятия величины даётся выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, существенно (примерно вдвое) различающихся по величине, башня строится из двух кирпичиков разной величины. Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький». Обычно дети трёх лет все задания (кроме названия) выполняют успешно.

А как проверить сообразительность малыша? Склейте из картона плотную трубку. На глазах у ребёнка протолкните в неё палочкой (примерно до середины) привлекательный для него предмет, скажем конфету, и предложите достать. Догадается ли он той же палочкой вытолкнуть предмет наружу или будет пытаться просто разорвать трубу?

А как он понимает словесные указания? Ну, например, такое: «Возьми чайную ложечку, которая лежит на столе, и принеси её». Годится и любое другое распоряжение, включающее 2-3 последовательных действия.

Складывал ли раньше ребёнок разрезные картинки, кубики с изображениями? Если он имеет в этом отношении кое-какой опыт, ему, по всей вероятности, удастся самостоятельно сложить и новую картину- изображение животного или автомашины, разрезанную по вертикали пополам. Если же такого опыта раньше не было, первую картингу пусть сложит с вашей помощью. Потом посмотрите, сумеет ли самостоятельно сложить вторую.

Наконец, проверьте, как малыш складывает трёхсоставную матрёшку: пытается во что бы то ни стало вколотить неподходящие части друг в друга, либо пробует и так, и эдак, меняет то, что не стыкуется, и в конце концов добивается успеха, либо, наконец, сразу делает всё верно, подбирая части на глаз. Впрочем, последний вариант возможен только при хорошем предварительном обучении. Вполне достаточен и второй вариант.

Может быть, читатель удивлён, что мы вовсе не уделили внимания таким общеизвестным симптомам продвижения ребёнка в умственном развитии, как запоминание сказочек, стихов, названий букв? Мы это сделали вполне сознательно. И не потому, что считаем ненужным читать ребёнку, рассматривать с ним картинки, побуждать его к повторению услышанного. Это вполне полезные виды занятий с детьми, о которых вспомним позднее. Но придавать слишком большое значение словесной «учёности» в три года не стоит, за ней стоит не восприятие и мышление, а механическая память и уровень овладения речью, который отнюдь не совпадает с уровнем умственного развития. Ребёнок, который в целом успешно справляется с описанными заданиями, это тот ребёнок трёх лет, которого мы имеем в виду. С ним можно (и нужно) начинать дальнейшую работу по нашим рекомендациям. Но опять таки дети разные. И если кто- либо не может выполнить часть предложенных заданий (пусть даже большую часть), не смущайтесь. Вероятнее всего, ребёнок умеет делать что- то другое, чего мы не предусмотрели. Но, желательно, чтобы к началу занятий по «программе» вы немного его подтянули, позанимались с ним более простыми вещами, чтобы он сумел выполнять задания, описанные здесь. Если ребёнку уже не три года, а четыре или даже пять, то всё равно многие из предлагаемых нами заданий для него полезны. Вероятно, первые задания каждого раздела можно будет пропустить, но последующие, скорее всего, окажутся достаточно сложными и интересными. «Если так, то зачем начинать с трёх лет?» - спросит иной читатель. Но наша задача не в том, чтобы ребёнок научился выполнять те или другие задания. Даже самые простые из них дают общеразвивающий эффект, оказывают влияние на умственное развитие ребёнка. И если они чересчур легки для четырёхлетки, то для трёхлетки они в самый раз

Л.Венгер.

Доктор психологических наук.




Случайное фото
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Праздники России
Праздники России
Друзья сайта
  • Управление образования Администрации Северодвинска
  • АО ИОО
  • Социальная сеть работников образования
  • ДЕТсад
  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz